ЛБП в качестве универсального зарядного устройства

Зарядное для инвалидной электро-коляскиЭлектро-коляска OttoBock Juvo B4, за пол года умеренной эксплуатации АКБ пришли в полную непригодность (заряжались после каждой поездки). На популярном инва-форуме несколько человек жаловались на схожую проблему. С коляской шли гелевые тяговые батареи Everest Energy TNE12-58 (12V/58Ah при C20). Цитата из характеристики: Номинальный ток заряда: 4А, максимальный – 7.5А. Произведена заменена на RuTrike 6-EVF-55 (12V/65Ah при C20) это уже технология AGM. Цитата из характеристики: Номинальный ток заряда: 6А, максимальный 8А. После замены батарей, ситуация не изменилась, через 300 метров пути на коляске начинали гаснуть зеленые светодиоды заряда на пульте.

Зарядное для инвалидной электро-коляски На оригинальном зарядном устройстве через магнитный разъем (шильдик зарядки на фото), выходной ток заряда 12А, напряжение 24V, для Gel/AGM емкостью 37 - 75 Аh.

Практически все производители АКБ в параметрах указывают максимальный (перманентный) ток заряда 12-15%, а рекомендованное/номинальное (циклическое) 10% от емкости батареи.

Исходя из простых расчетов оригинальное зарядное предназначено для АКБ емкостью 100-120 Аh (при С20).

При дальнейшем изучении оригинальной зарядки выяснился еще неприятный аспект, напряжение подаваемое на АКБ при зарядке составляло 32.5 - 32.7V. Другими словами, на один АКБ подавалось более 16V, что недопустимо для Gel/AGM (максимальное напряжение заряда редко выше 14.4- 14.8V.)

Резюмируя неисправность:

  • Стоковые АКБ убиты родным зарядным устройством;
  • Со стопроцентной уверенностью нельзя утверждать что родное автоматическое з/у не исправно, так как принцип его работы не известен, от чего зависит напряжение выдаваемое автоматической зарядкой, как вариант это зависимость внутреннего сопротивления свинцовых АКБ. Возможно при зарядке хороших АКБ (таких как МK POWER/Deka/Sonnenschein), оригинальное з/у будет вести себя адекватно, но все равно 12А это очень много для АКБ с емкостью ниже 65-70 Аh.

Владельцу предложено приобрести другое з/у, так как родным заряжать это «кипятить» высоким током непонятного качества АКБ, и миновав 6-8 месяцев эксплуатации ситуация повторится с вероятностью 99.9% . Приобретена оригинальная Meyra 8А, другие з/у брались на «попробовать», вели себя не адекватно:

  • прыгало напряжение;
  • одно з/у на втором этапе зарядки поднимало напряжение до 33V.

Проблема решилась следующим образом:

Зарядное для инвалидной электро-коляскиОбладателем Juvo B4 приобретен ЛБП GVDA SPS-H3010 способный выдавать 30V и 10A. По факту получается универсальное з/у с деликатной зарядкой любых колясок начиная от OttoBock A200 и заканчивая Meyra Optimus 2 С функционалом ручного выставления напряжения и тока для оптимального режима конкретных батарей и возможностью, при необходимости, заряда каждой АКБ по отдельности для балансировки. Единственный нюанс, надо самостоятельно спаять шнур со штекером XLR-3 на подобие примера с фото.

Проверяя мультиметром напряжение на новых АКБ (не расконсервированных) разбег составлял порядка 0.12-0.17V. Благодаря ЛБП в режиме СС (стабилизация по току) заряжалась каждая батарея по отдельности, ситуация улучшилась, разбег 0.04 - 0.05V. После пары циклов - разряд/заряд разбег составил всего 0.01V (показатель на уровне статистической погрешности). После прогулки на коляске 3.7 км, не погас ни один из 10-ти индикаторов заряда (больше проехать не позволяли погодные условия).

P.S. За помощь в метериале благодарю Михалуча из Татрастана