КАР-11 с литиевой батареей
Много лет использую коляску с электроприводом КАР-11 производства Инкар-М, ООО. Поэтому, имею возможность немного рассказать об этом чуде отечественного производства.
Коляска имеет жесткую сварную раму. Несмотря на имеющиеся пружины на задних ведущих колесах, которые нереально сжать весом седока коляски, мягкое сиденье и достаточно широкие колеса, использовать ее в качестве прогулочный весьма затруднительно. Любая попытка съехать с ровного твердого покрытия, обеспечит необходимость обратиться к стоматологу, возможно к травматологу. При наезде на неровность, где тут же коляска вывешивается на двух колёсах по диагонали, а поскольку управляется двумя ведущими задними колёсами, дальнейшее направление движения коляски предугадать невозможно. На максимальной скорости чуть больше 7 километров час, резкий поворот и падение на бок.
Однако, в качестве коляски для использования в помещении, КАР-11 мне видится как идеал. Удобное кресло, очень точное управление джойстиком.
Нет одинаковых людей, как и особенностей у людей с ограниченными физическими возможностями. Так что мне пришлось коляску "затачивать" под себя.
Самое первое, что меня не устроило, это высота сиденья относительно пола. Уж очень высоко, сидишь как на колу, даже в нижнем положении регулировки сидения. Не к каждому столу подъедешь. Сиденье прикреплено к узлу регулировки по высоте и вращению его в горизонтальной плоскости. Удаление этого механизма принесло дополнительный бонус, батарейный отсек стал побольше. Само сиденье прикрепил к раме. К сожалению, пришлось пожертвовать красотой, удалить капот. После переделки сидение оказалось ниже сантиметров на 15. А поскольку мой рост, как говорят, метр с кепкой, подставку для ног сильно опускать не пришлось.
Второе, что Пришлось сделать - развернуть ручку управления наклоном спинки. В стоковом исполнении эта ручка направлена вперед по ходу движения, располагается за вертикальной стойкой подлокотника и необходимо тянуть её вверх. Мне как шейнику воспользоваться такой конструкцией ручки не реально. Решение простое, но эффективное. Развернули эту ручку на 180 градусов, теперь достаточно надавить на неё своей не работающий кистью. Кроме того, был удалён упор, который ограничивал наклон спинки 30 градусов. Теперь спинка опускается градусов до 80.
Последняя переделка коснулась источника энергии. Меня достал вопрос подбора аккумуляторов, покупки, доставки, установки батареи. Сразу после покупки коляски, одна батарея оказалась неисправной. Нужно отдать должное, продавец тут же откликнулся на жалобу, без вопросов прислал батарею на замену. Однако, этих батарей хватило всего на 2 года. Следующие батареи мне прослужили почти 4 года.
Всё чаще для электротранспорта стали применять литиевые батареи. Решил попробовать и я.
Я связался с ребятами торгующими литием для электровелосипедов и байков. Благодарен, за быстрый ответ и желание помочь. Батарею собрали на aккумуляторных LiFePO4 ячейках 38120 - 3,2В 10 Ач. Для контроля в комплект включили индикатор который показывает напряжение, мощность, ток, степень заряженности батареи.
К сожалению, на момент сборки батареи не оказалось симметричного BMS, использование которого позволило бы задействовать штатный разъем для зарядного устройства. Не оказалось и зарядного устройства для литиевых батарей. Но установленный BMS позволяет использовать обычное зарядное устройство, в котором устанавливается зарядный ток.
Я не взвешивал батарею, но по ощущениям она при той же емкости более чем в 2 раза легче свинцовых.
После полутора лет эксплуатации LiFePO4 могу поделиться своими впечатлениями.
В отличие от свинцовых батарей, которые необходимо заряжать по мере возможности для предотвращения их сульфатации и сокращения сроков эксплуатации, литиевые батареи заряжаю тогда, когда это необходимо.
Очень полезным оказался индикатор заряда батареи. Падение напряжения на литиевой батарее совершенно не такое как на свинцовой. При приближении полного разряда напряжение от нормального до минимального снижается очень резко (БМС отключает элементы). Штатный индикатор на джойстике управления коляской в этом случае абсолютно бесполезен.
Наблюдается падение емкости батареи, но оно несравнимо с падением в свинцовых батареях при тех же условиях. За полтора года емкость снизилась на 7-8%. И это ежедневная эксплуатация коляски с утра до вечера. Этот факт позволяет надеяться на многолетнюю исправную работу моей батареи.